Резонатор: устройство, признаки поломки, особенности ремонта
Многие считают, что основа выхлопной системы – это глушитель и катализатор. Однако, важную задачу выполняет и резонатор.
Если своевременно заметить признаки неисправности, то дорогостоящий ремонт выхлопной системы не потребуется.

Что это такое
Резонатор – это металлический корпус цилиндрической формы с камерой или системой камер внутри, установленный между катализатором и основным глушителем. По сути, он является предглушителем, который подготавливает выхлопные газы к финальному подавлению шума.
В отличие от глушителя, который в основном снижает громкость, резонатор работает с частотами выхлопных колебаний, устраняя неприятный «дребезг» и вибрации. Благодаря нему звук двигателя становится более ровным и мягким.

Функции:
- Снижение шума и вибраций (гасит резонансные частоты, которые не может заглушить глушитель).
- Стабилизация давления выхлопа (обеспечивает правильный поток газов для поддержания мощности двигателя).
- Повышение комфорта (уменьшает гул в салоне и делает работу мотора более «гладкой»).
- Защита глушителя (снижает нагрузку на заднюю часть системы).
Если вы заметили, что резонатор стал хуже выполнять свои функции, нужна диагностика.
Узнать более подробную информацию можно здесь!
Как устроен резонатор и почему он выходит из строя
Внутри детали находятся перфорированные трубки, отражающие перегородки и камеры. При прохождении газов часть волн гасится, а часть перенаправляется.

Конструкция работает в агрессивных условиях: высокая температура, конденсат, перепады давления и внешние повреждения. Из-за этого резонатор подвержен:
- Коррозии (снаружи и изнутри).
- Выгоранию металла.
- Механическим ударам (наезд на препятствие).
- Разрушению внутренних перегородок.
Признаки поломки
О проблемах свидетельствует несколько основных симптомов:
- Громкий, гулкий или металлический звук. Если звук двигателя становится резким или «басистым». Часто появляются дребезжания при разгоне.
- Гул в салоне.
- Вибрации кузова. Нарушение резонанса приводит к вибрациям на руле, сиденьях, педалях. Особенно заметно на холостом ходу и при 2000–3000 об/мин.
- Падение мощности.
- Увеличение расхода топлива. Нарушение газодинамики вынуждает мотор работать с перегрузкой, что ведет к перерасходу топлива.
- Запах выхлопных газов под днищем и в салоне.

Так же не забывайте осматривать на визуальные дефекты. Это могут быть ржавчина, прогары, подтеки конденсата или копоть возле соединений.
Методы ремонта
Есть два основных метода ремонта – проведение сварочных работы и установка новой детали.
Сварка поврежденных участков подходит при небольших трещинах или прогарах в корпусе. Используют полуавтомат или аргон. К преимуществам этого метода можно отнести невскую стоимость и оперативность выполнения работ. Основной минус – недолговечность ремонта.
Но есть повреждения сильные, то сварочные работы не помогут. Необходима полная замена детали.
Для проведения работ понадобятся:
- Подъемник, эстакада или смотровая яма.
- Новый резонатор в сборе + комплект прокладок.
- Крепежные элементы и уплотнительные кольца.
- Проникающая антикоррозийная жидкость (например, WD-40).
- Два гаечных ключа на 17.

Этапы работы:
- Обработка крепежа. Необходимо нанести проникающий спрей на резьбовые соединения резонатора и выждать несколько минут. Затем аккуратно попытаться открутить болты.
- Демонтаж хомута и уплотнителя. Далее следует ослабить и разъединить хомут, соединяющий трубы, аккуратно отсоединить секции выхлопа и вынуть металлический уплотнитель.
- Отсоединение от передней части системы. Затем нужно ослабить гайки крепления резонатора к катализатору или выпускному коллектору. После этого слегка приподнять деталь и снять резиновые подушки подвески, на которых она удерживается.
- Полное снятие резонатора. Далее нужно открутить оставшиеся гайки и полностью демонтировать резонатор из-под автомобиля.
- Установка нового элемента. Монтаж производится в обратной последовательности.
Резонатор – важный элемент выхлопной системы, отвечающий за комфорт, правильную работу двигателя и снижение вибраций. Игнорирование его поломок приводит не только к шуму, но и к снижению мощности, перерасходу топлива и риску попадания газа в салон.